Акселерометр АТ1104

акселерометр АТ1104

Это невзрачное на вид устройство на самом деле микромеханический хайтек - навигационный одноосный акселерометр для авионики.

АТ1104 изготовлен по компенсационной схеме измерения с магнитоэлектрическим датчиком обратной связи, имеет чувствительный элемент из монокристаллического кремния, с емкостным первичным преобразователем перемещения и встроенную схему для формирования и усиления сигнала.

Производитель, арзамасское предприятие "Темп-Авиа", выпускает эту модель с 1991 года.

акселерометр АТ1104

Отклонение реального значения нулевого сигнала от паспортизованного значения при алгоритмической компенсации не превышает 2х10-3 g. Порог чувствительности акселерометра - 10-6 g.

Особенностью этой модели акселерометра является токовый выход, позволяющий потребителю менять диапазон измерения с помощью внешнего резистора нагрузки.

акселерометр АТ1104

акселерометр АТ1104

акселерометр АТ1104
(фото Александра Назаренко)

акселерометр АТ1104
(фото Александра Назаренко)

акселерометр АТ1104
(фото Александра Назаренко)

акселерометр АТ1104

акселерометр АТ1104

Маятником акселерометра является подвижная часть кремниевой пластины, соединенная с ней тремя упругими элементами. Изготовлен чувствительный элемент методом анизотропного травления. Кремниевая пластина по периметру защемлена между стеклами. Пластина и стекла имеют примерно равные коэффициенты теплового расширения. С ЧЭ жестко скреплены кронштейны, на которых смонтированы катушки. В силу этого увеличивается маятниковость ЧЭ. Стекла с чувствительным элементом и катушками размещены между магнитопроводами цилиндрической формы и с помощью хомута-втулки объединены в монолитную конструкцию. Соосно с катушками размещены магниты, на которых укреплены наконечники из магнитомягкого материала. Вся конструкция смонтирована на корпусе, внутри которого размещены элементы электронной схемы, и закрыта герметично кожухом. Благодаря герметизации возможно заполнение инертным газом. Между поверхностями ЧЭ и стеклами имеются зазоры порядка 16-18 мкм. Эти зазоры определяют возможность поворота ЧЭ относительно оси упругих элементов (балок), которая лежит в плоскости ЧЭ. Поверхности ЧЭ-маятника и стекол со стороны зазоров покрыты металлизированным слоем и таким образом получен дифференциальный емкостной датчик перемещений ЧЭ-маятника. Катушки и магнитная система образуют магнитоэлектрический датчик момента, который включен в цепь обратной связи и образует «электрическую пружину».

Чувствительный элемент маятникового типа является симметричной конструкцией "кристаллический элемент - стеклянные обкладки - катушки датчика момента обратной связи - магнитные системы с постоянными магнитами", что обеспечивает дифференциальную измерительную схему.

акселерометр АТ1104

Пассивные фильтры нижних частот выделяют средние значения напряжений на измерительных емкостях. Далее сигналы поступают на дифференциальных входы измерительного усилителя с большим коэффициентом ослабления синфазного сигнала, выполненного на 153УД6. На выходе измерительного усилителя включен транзисторный усилитель мощности, обеспечивающий питание нагрузки в виде катушек датчика момента.

Акселерометр имеет встроенный датчик температуры, позволяющий использовать его показания для алгоритмической компенсации температурных погрешностей. Выходное напряжение датчика при нормальных условиях -2,7±0,5 В, крутизна выходной характеристики 8± 0,5 мВ/°C

домой