Довольно массовые некогда малогабаритные герметичные поляризованные реле, ставшие основой для разработок многих отечественных изделий.
Реле РПС20 - поляризованное реле (реле-переключатель), с двумя переключающими контактами, изготовляется только с двухпозиционной регулировкой (с магнитной блокировкой якоря в крайних его положениях). Справочная информация и данные из отраслевого каталога 1963 года на них.
Разработаны они были в 1959 год в ОКБ-3 питерского завода "Северная Заря" (в то время он назывался "Красная Заря") под руководством Ройзена В.З. и Розенталя Н.К., тема "Таран". Там же они и выпускались.
Реле РПС20 было впервые применено в самолетостроении (система памяти истребителя МиГ-15). Конструктивная схема реле РПС20 послужила базовой основой для создания целой серии поляризованных двустабильных реле, к примеру РПС36.
Реле имеет две независимые обмотки. Мощность, необходимая для срабатывания (перебрасывания) якоря при включении одной из обмоток, равна 0,4—0,6 Вт (двух последовательно соединенных обмоток 0,2—0,3 Вт). Срок службы контактов при активной нагрузке 2А/32В или ЗА/20В не менее 10000 срабатываний. Время срабатывания реле при номинальном напряжении не более 10 мс.
Очень интересный экземпляр справа на фото. У него не полностью прописан номер паспорта, вместо даты какой-то странный код, к тому же оно отличается конструктивно. В частности, выводы более тонкие и гибкие, по сравнению с обычными РПС-20:
Но главной особенностью я считаю то, что внутренняя схема, приведенная на обороте реле, не напечатана, а процарапана вручную!
Могу предполагать, что это реле из каких-то совсем ранних, опытных серий. И надо сказать, что другие образцы с этим индексом "Е244" это подтверждают:
(фото с Форума радиодеталей)
(фото с форума Радиокартинки)
Реле имеет дифференциальную поляризованную двухкатушечную
магнитную систему с плоским симметричным якорем. Магнит расположен
между катушками.
При нахождении якоря в среднем положении магнитный поток постоянного магнита
равномерно распределяется по обоим плечам магнитопровода, а создаваемые ими
силы притяжения якоря равны между собой и компенсируют друг друга.
При пропускании постоянного тока по обмотке возникает магнитный поток,
который в одном плече магнитопровода суммируется с потоком постоянного магнита,
в другом — вычитается. В результате якорь притягивается к полюсу, по которому
проходит суммарный поток. Для изменения направления движения якоря необходимо
изменить полярность тока в обмотке.
При отсутствии сигнала на входе якорь переключателя находится у одного из полюсов.
Фиксация его в этом положении осуществляется потоком постоянного магнита
вследствие резкого увеличения его в том плече магнитопровода, к полюсу которого
приблизился якорь. В этом и заключается суть магнитной блокировки или защелки.
Переключение якоря во второе устойчивое состояние можно осуществить,
подавая импульс необходимой полярности в обмотку второго плеча магнитопровода
или же в обмотку первого, к полюсу которого он притянут. В последнем случае
магнитный поток, создаваемый обмоткой, должен быть направлен навстречу
потоку постоянного магнита. Тогда возникают силы, отталкивающие якорь от полюса,
к которому он был притянут, и перебрасывающие его во второе устойчивое состояние,
аналогичное первому по принципу фиксации. Этот способ переключения энергетически
более экономичен и называется переключением методом «отбоя».
Контактная система состоит из двух переключающих контактов и смонтирована на основании реле. Схема контактов:
При подключении плюса источника питания к началу обмотки (2),
а минуса — к концу обмотки (3), происходит замыкание контакта (4) с контактом (1)
и контакта (9) с контактом (5), и соответственно при подключении плюса источника
питания к началу обмотки (7), а минуса — к концу (8), происходит замыкание
контакта (4) с контактом (10) и контакта (9) с контактом (6).
Подача напряжения другой полярности и одновременная подача напряжения на
прямые и отбойные обмотки не допускаются.
Неподвижные контакты припаяны к внутренним концам
выводных штырьков из ковара, изолированных от основания стеклянными слезками.
Подвижные контакты запрессованы в плоские контактные пружины, припаянные
также к выводным штырькам. Для передачи усилия к подвижным пружинам
якорь снабжен двумя стеклянными шариками.
Реле защищено цельнотянутым латунным чехлом, который после сборки и регулировки реле припаивается к основанию. Основание (цоколь) имеет овальную форму и изготовлено из листового ковара:
Запаянное отверстие для откачки воздуха:
Крепится реле при установке в изделие с помощью двух уголков, приваренных к корпусу:
Источники:
1. Витенберг М.И. Расчет электромагнитных реле
для аппаратуры автоматики и связи. Изд.3, перераб. и доп., М.-Л : Энергия, 1966.
2. Справочник. Часть III. Выпуск 5. Реле и контакторы. - 1966.
3. Игловский И.Г. и Владимиров Г.В. Справочник по электромагнитным реле. Л., "Энергия", 1975.
4. Каталог "Изделия промышленности
средств связи". Номенклатурный
справочник на 1982 год. Электромагнитные
механизмы (реле). - Центральный
отраслевой орган научно-технической
информации «ЭКОС», Москва, 1982.
5. Слаботочные реле/Г.Я. Рыбин, Б.Ф. Ивакин, А.Д. Животченко, В.В. Соболев.
- М.: Радио и связь, 1982. (Элементы радиоэлектронной аппаратуры).
6. Игловский И.Г., Владимиров Г.В. Справочник по слаботочным электрическим реле.
- 2-е изд., перераб. и доп.- Л.: Энергоатомиздат. Ленингр. отд-ние, 1984.
7. Игловский И.Г., Владимиров Г.В. Справочник по слаботочным электрическим реле.
- 3-е изд., перераб. и доп.- Л.: Энергоатомиздат. Ленингр. отд-ние, 1990.