Авиационных реле различного назначения выпускалось примерно воз и маленькая тележка. Я совершенно не ставлю перед собой цель собрать их все, но некоторые образцы - почему нет?
Вот, к примеру, это, ТКЕ52ПОДГ - герметичное электромагнитное реле, катушка управления на 27 В (постоянного тока), два переключающих контакта, позволяющих коммутировать нагрузку до 5 А, напряжением до 200 В и частотой до 1100 Гц; износостойкость 25000 циклов; максимальная рабочая температура +85°С.
"При работе в дополнительных режимах, т. е. при токах ниже 0,1 а, равно как и
при напряжениях ниже 12 в, при замыкании контактов могут иметь место случаи
непропуска тока (сбои) в количестве до 5 раз по каждой цепи контактов
за срок службы.
Применение реле в дополнительных режимах может быть допущено в цепях, где сбои
(непропуск тока) не могут вызвать аварийных отказов. Применение реле в этих
режимах согласовывается между потребителем, разработчиком реле и заказчиком
потребителя особо."
Краткие справочные данные на ряд авиационных реле, в том числе и на это.
Производитель - филиал Кировского электромашиностроительного завода им.Лепсе (позднее Кирово-Чепецкий электромашиностроительный завод, ныне Вэлконт).
Привлекла меня в нём, собственно, вот эта надпись:
Так-то, "рождённый ползать - летать не может!" В воздух ему путь заказан...
При обесточенной обмотке реле возвратная пружина создает
необходимое контактное давление на нормально закрытых контактах, при этом
магнитный зазор максимальный.
При включении обмотки реле под напряжение, равное или большее напряжения включения,
по ней протекает ток, создающий электромагнитное усилие, под действием которого
якорь с подвижными контактами притягивается к сердечнику, тем самым размыкая
нормально закрытые и замыкая нормально открытые
контакты.
Контактное давление на нормально открытых контактах создается прогибом контактных
пружин вследствие того, что контактный зазор меньше магнитного. Якорь удерживается
в притянутом положении все время, пока по обмотке протекает ток.
При снятии напряжения с обмотки или его понижении ниже напряжения отключения
усилие электромагнита становится меньше суммарного усилия возвратной и контактных
пружин, и якорь возвращается в исходное положение.
При этом нормально открытые контакты размыкаются, а нормально закрытые замыкаются.
Реле состоит из электромагнита, контактной системы, возвратной
пружины и вспомогательных элементов. Магнитная система - клапанного типа Ш-образной формы.
Электромагнит состоит из остова (1), сердечника (14) с обмоткой, развальцованного
на остове, и якоря (3), свободно сидящего на угольнике (15), приваренном к остову.
Каркас катушки изготовлен из пластмассы марки К-21-22.
Электромагнит крепится к изоляционной панели из пластмассы марки К-21-22 (2) винтами.
Контактная система — в панель (2) запрессованы плоские контактные шинки (4), с напаянными
на них неподвижными контактами из серебра. На якоре (3) крепится заклепками
пластмассовая колодка (12) с опресованными контактными пружинами (11) и приварена
упорная пластина (13). На контактных пружинах (11) расклепаны подвижные контакты.
Цилиндрическая спиральная возвратная пружина (16) крепится к упорной пластине (13)
и отогнутому концу угольника (15) с помощью втулки (17) и винта (18).
Контактное давление регулируется перемещением электромагнита относительно панели (2).
Магнитная и контактная системы закрепляются на дне колпака (10),
отштампованного из алюминиевого сплава АМцА-М, который сваривается
герметичным швом с панелью-цоколем (9).
В панели (9) имеются гермовводы (8) (в виде трубок), изолированные стеклом,
которое обеспечивает герметичность и электрическую прочность соединения.
Через гермовводы проходят гибкие провода (5) от подвижных и неподвижных контактов,
а также от катушки. Гермовводы (8), гибкие провода (5) и шинки (7) свариваются
герметичным швом.
Реле заполняется сухим воздухом через штенгель (трубку), впаянный в панель (9).
Герметичность штенгеля обеспечивается его обжатием с последующей электродуговой сваркой.
Панель (6) закрывает места сварки и фиксирует шинки (7).
В дно колпака (10) впаяны глухие резьбовые втулки для крепления реле на объекте.
Источники:
1. Техническое описание и инструкция по монтажу,
эксплуатации и хранению коммутационных герметичных реле типа ТКЕ52ПОДГ, ТКЕ54ПОДГ, ТКЕ56ПОДГ.
2. ОСТ 1 00393-80. Реле
электромагнитные коммутационные
нейтральные. Правила выбора, установки и
эксплуатации.