Я120М

Любопытная штука. Автомобильный регулятор напряжения Я120М предназначен для поддержания напряжения бортовой сети автомобиля в заданных пределах во всех режимах работы системы электрооборудования при изменении частоты вращения ротора генератора, электрической нагрузки, температуры окружающей среды.

 От проникновения влаги регулятор защищен специальным высокотеплопроводным компаундом с рабочей температурой до 200°С. Работоспособность и соответствие параметров изделия сохраняются даже при погружении регулятора в воду при условии защиты разъемных соединений.

Регулятор Я120М сконструирован по однопроводной схеме питания, корпус изделия соединен с корпусом автомобиля. Применяемость: МАЗ, ЛАЗ, КАМАЗ-4202 с генератором Г273, Г289 и др.

Технические данные

Диапазон рабочих температур -40 .. +85°C
Номинальное напряжение питания 28,0 В
Напряжение регулирования с АБ при температуре 25±2°С и нагрузке 3 А:
   - режим "зима" 28,0±0,3 В
   - режим "лето" 27,6±0,2 В
Максимальный ток выходной цепи 5,0 А
Термокомпенсация напряжения регулирования -6,0±3,0 мВ/°С
Остаточное напряжение на выходе "Ш" не более 1,0 В
   - типовое 0,75 В
Максимально допустимое длительное воздействие повышенного напряжения питания 36,0 В
Максимально допустимое воздействие повышенного напряжения питания длительностью до 5 мин. 50,0 В
Максимально допустимые импульсные перенапряжения в зависимости от формы импульса по ГОСТ 28751 120,0 В

Производитель - Прохладненский ЗПП (г.Прохладный, Кабардино-Балкария).


(фото с форума "Портативного ретрорадио")


(фото с Форума радиодеталей)

Схема автомобильного генератора Г273 с интегральным регулятором напряжения Я120М

   Генераторная установка предназначена для питания потребителей с номинальным напряжением 24 В.

   Обмотка возбуждения и выходной транзистор VT вместе с гасящим диодом VD1 выключены между нулевой точкой обмотки статора и корпусом. Питание обмотки возбуждения от аккумуляторной батареи при замкнутых контактах выключателя S и неработающем двигателе осуществляется через подпиточный резистор Rпод. Ток при этом не превышает 0,3 А. При разомкнутых контактах выключателя S выходной транзистор закрыт и ток в обмотку возбуждения не поступает.

   Применение такой схемы питания обмотки возбуждения позволило применить такой же ротор, как у 14-вольтовых генераторов.

    Кроме того, такая схема включения обеспечивает:
- уменьшение перенапряжения на выходном транзисторе, когда он находится в закрытом состоянии, за счет уменьшения более чем в 2 раза напряжения питания;
- устранение разряда аккумуляторной батареи при неработающем двигателе и включенном выключателе S полным током возбуждения;
- исключение прохождения полного тока возбуждения через выходной транзистор регулятора напряжения при неработающем двигателе и включенном выключателе S;
- уменьшение тока через контакты выключателя S в цепи управления регулятором напряжения, что способствует повышению стабильности регулируемого напряжения генераторной установки.

   Кроме того, регулятор напряжения Я120М позволяет осуществлять регулирование напряжения на двух уровнях. Для этой цели в делитель напряжения, состоящий из резисторов Rl, R2, включен резистор R3. Второй конец резистора R3 соединен с выводом Р регулятора, который посредством выключателя Sпр (выключатель посезонной регулировки) может подключаться к корпусу генератора. При разомкнутых контактах выключателя Sпр соотношение между величинами сопротивлений резисторов R1, R2 таково, что рабочий пробой стабилитрона VD2 будет обеспечивать регулируемое напряжение 27,2 — 27,8 В. При замыкании контактов выключателя Snp параллельно резистору R2 включается резистор R3. При этом напряжение на резисторе R1 уменьшается, что обеспечивает пробой стабилитрона при большом входном напряжении. Регулируемое напряжение при этом обеспечивается в пределах 29 — 30 В.

Источники:

1. Резник А.М. Электрооборудование автомобилей: Учебник для автотранспортных техникумов. - М.: Транспорт, 1990.
2. Каталог. Цифровые и аналоговые интегральные микросхемы. Часть 2. Условные графические обозначения, назначения выводов и габаритные чертежи корпусов. - ГУП Центральное конструкторское бюро "Дейтон", 1998.

домой