Я212А11Е


(фото с форума "Портативного ретрорадио")

Чувствую, что почти некопаная тема автомобильной микроэлектроники принесёт мне немало находок. Вот одна из них. Автомобильный регулятор напряжения, разработан для генераторной установки автомобилей "десятых" семейств ВАЗ и ГАЗ.

Он изготавливался по гибридной технологии в металлостеклянном корпусе, схожем по конфигурации с корпусом мощного транзистора. Регулятор аналогичен регулятору FL14U4C фирмы Bosch.

Электрические параметры - три уровня напряжения, 13,6 (низкое); 14,2 (номинальное); 14,7 (высокое); номинальный ток 4А, температурный коэффициент напряжения -5...-6 мВ/°С

Производитель - Прохладненский ЗПП (г.Прохладный, Кабардино-Балкария).

(фото с форума "Портативного ретрорадио")
(фото с форума "Портативного ретрорадио")

   Основу регулятора составляет микросхема 1047ЕУ1-4. Схема содержит входной делитель А1, параметрический стабилизатор напряжения А2, усилитель-интегратор A3, источник опорного напряжения А5, бистабильный триггер А6 и выходной усилитель А7. Вне микросхемы в регуляторе располагаются балластное сопротивление параметрического стабилизатора источника питания микросхемы и токоограничивающее сопротивление R2, а также выходной транзистор VT1 и гасящий диод VD1.

   Питание элементов микросхемы стабилизируется, а эталонное опорное напряжение создается источником А5.

   Регулятор работает следующим образом - напряжение генератора через входной делитель А1 подается на неинвертирующий вход усилителя-интегратора A3, где сравнивается с опорным напряжением. Если напряжение генератора равно номинальному уровню, то схема выдает через бистабильный триггер А6 и выходной усилитель А7 сигнал на переключения выходного транзистора с равенством времен нахождения его в открытом и закрытом состояниях. Чем больше отклонение напряжения генератора от номинального уровня в ту или другую сторону, тем больше или меньше время заряда-разряда конденсатора интегратора. Напряжение на конденсаторе фиксируется бистабильным триггером А6, заставляющим через выходной усилитель А7 выходной транзистор VT1 длительнее находиться в открытом или закрытом состояниях. Через компаратор обратной связи А4 на инвертирующий вход A3 подается добавочное напряжение.

   Таким образом, регулятор осуществляет коммутацию в цепи обмотки возбуждения с фиксированной частотой, лежащей в пределах 460 Гц - 2,5 кГц (в зависимости от настройки регулятора). Стабилизация же напряжения, как и в традиционной схеме регулятора, происходит за счет изменения относительного времени включения обмотки возбуждения в цепь питания с соответствующим изменением средней величины тока в ней.

Схема, отрисованная по результатам вскрытия:

Источники:

1. Каталог. Цифровые и аналоговые интегральные микросхемы. Часть 2. Условные графические обозначения, назначения выводов и габаритные чертежи корпусов. - ГУП Центральное конструкторское бюро "Дейтон", 1998.
2. Акимов С.В., Чижков Ю.П. Электрооборудование автомобилей. Учебник для ВУЗов. - М.: ЗАО "КЖИ "За рулем", 2004.

домой