(фото с форума "Портативного
ретрорадио")
Чувствую, что почти некопаная тема автомобильной микроэлектроники
принесёт мне немало находок. Вот одна из них. Автомобильный регулятор напряжения,
разработан для генераторной установки автомобилей "десятых" семейств ВАЗ и ГАЗ.
Он изготавливался по гибридной технологии в металлостеклянном корпусе,
схожем по конфигурации с корпусом мощного транзистора. Регулятор аналогичен регулятору FL14U4C фирмы Bosch.
Электрические параметры - три уровня напряжения, 13,6 (низкое);
14,2 (номинальное); 14,7 (высокое); номинальный ток 4А,
температурный коэффициент напряжения -5...-6 мВ/°С
Производитель - Прохладненский ЗПП (г.Прохладный, Кабардино-Балкария).
(фото с форума "Портативного ретрорадио") |
(фото с форума "Портативного ретрорадио") |
Основу регулятора составляет микросхема 1047ЕУ1-4.
Схема содержит входной делитель А1,
параметрический стабилизатор напряжения А2, усилитель-интегратор A3,
источник опорного напряжения А5, бистабильный триггер А6 и выходной усилитель А7.
Вне микросхемы в регуляторе располагаются балластное сопротивление
параметрического стабилизатора источника питания микросхемы и
токоограничивающее сопротивление R2, а также выходной транзистор VT1
и гасящий диод VD1.
Питание элементов микросхемы стабилизируется, а эталонное опорное напряжение
создается источником А5.
Регулятор работает следующим образом - напряжение генератора через
входной делитель А1 подается на неинвертирующий вход усилителя-интегратора A3,
где сравнивается с опорным напряжением. Если напряжение генератора
равно номинальному уровню, то схема выдает через бистабильный триггер А6
и выходной усилитель А7 сигнал на переключения выходного транзистора
с равенством времен нахождения его в открытом и закрытом состояниях.
Чем больше отклонение напряжения генератора от номинального уровня
в ту или другую сторону, тем больше или меньше время заряда-разряда
конденсатора интегратора. Напряжение на конденсаторе фиксируется
бистабильным триггером А6, заставляющим через выходной усилитель А7
выходной транзистор VT1 длительнее находиться в открытом или
закрытом состояниях. Через компаратор обратной связи А4 на
инвертирующий вход A3 подается добавочное напряжение.
Таким образом, регулятор осуществляет коммутацию в цепи обмотки возбуждения
с фиксированной частотой, лежащей в пределах 460 Гц - 2,5 кГц
(в зависимости от настройки регулятора). Стабилизация же напряжения,
как и в традиционной схеме регулятора, происходит за счет изменения
относительного времени включения обмотки возбуждения в цепь питания
с соответствующим изменением средней величины тока в ней.
Схема, отрисованная по результатам вскрытия:
Источники:
1. Каталог. Цифровые и аналоговые интегральные микросхемы. Часть 2. Условные графические обозначения, назначения выводов и габаритные чертежи корпусов. - ГУП Центральное конструкторское бюро "Дейтон", 1998.
2. Акимов С.В., Чижков Ю.П. Электрооборудование автомобилей.
Учебник для ВУЗов. - М.: ЗАО "КЖИ "За рулем", 2004.