ПЛ2

(П)отенциометры (Л)инейные, (2)й тип. Далее в названии указывается (1) одиночный или (2) сдвоенный вариант, а также целый ряд цифр, например ПЛ2.1.I.А.3.0.3. Цифры эти обозначают различные технические особенности резисторов; точной расшифровки у меня, к сожалению, нет.

Это прецизионные однооборотные переменные резисторы мощностью 5 Вт предназначены для работы в счетно-решающих устройствах. Они имеют линейную зависимость величины активного сопротивления от угла поворота, вращение вала производится двигателем.

Производитель - завод "Мегомметр", г.Умань (Украина). А у образца 1962 года - неизвестный завод Минавиапрома.

Резисторы конструктивно весьма схожи с ПЛ.1, однако некоторые отличия в параметрах имеются. Потенциометры выполняются на номинальные величины активного сопротивления 1000; 1500; 2000; 3000; 5000; 7500; 10 000; 15 000; 20 000; 30 000; 40 000 ом с допускаемым отклонением величины активного сопротивления от номинального значения ±1, ±3 и ±5%.

Обмотки потенциометров изготовляются в двух вариантах: без отвода и с отводом от средней точки.

На оси потенциометра закрепляется шкала, вращающаяся вместе с осью. Шкалы могут быть трех видов: правого вращения (по часовой стрелке), левого вращения (против часовой стрелки) и двустороннего вращения (с нулем посередине).

Потенциометры этого типа обладают следующими техническими характеристиками:

1) рабочее напряжение не более 250 в;
2) разность сопротивлений плеч потенциометров со средней точкой не более 5% от измеренного полного сопротивления потенциометра;
3) погрешность установки шкалы не более 0,5 градуса.

ПЛ2.1

У меня была возможность разобрать этот резистор и посмотреть, что же там внутри:


(фото с Форума радиодеталей)


(фото от Alex-lv)

ПЛ2.2

Самый крупный резистор этого типа, который мне доводилось встречать. Мало того, что он 5-ваттный, так еще и сдвоенный.


(фото с форума Портативное ретрорадио)


(фото с форума Портативное ретрорадио)

Источники:

1. Верхопятницкий П.Д. Электрические элементы судовых радиоэлектронных и вычислительных устройств. Л.: Судостроение, 1967.

домой