ШПЛМ

Это штепсельные лепестковые соединители ШПЛМ-2 и ШПЛМ-3 (по количеству контактов), существующиие чуть ли не с довоенных времен. Применяются они в авиационном приборном оборудовании, тахометрах, термометрах, датчиках.

Технические условия ТУ 0ПМ.566.003 на них. Последние изменения в них внесены уже в 2015 году, так что эти разъемы живее многих иных...

   По виду и размерам отчасти подобны разъемам ШР, но конструкция контактов отличается. Прежде всего размером - они весьма крупные, и дело здесь не в большой токовой нагрузке. Для измерительных приборов - различных термопар и датчиков - весьма важно минимальное переходное сопротивление (4 миллиОма в исходном состоянии), что как раз и достигается большой площадью пятна контакта.

   И второй неожиданный момент, провода в розетке фиксировались винтами, а не пайкой. Такие зажимы удобны тем, что провод можно легко протащить через весь самолет, от датчика к приборной панели, без разъема, а сам разъем уже прикрутить на месте. Кроме того, это обеспечивает простоту ремонта. Но это было актуально в те годы, когда авионика была примитивной. Начиная с 50-х годов число проводов и контактов в разъемах только росло...

   Разработаны соединители были Витебским заводом электроизмерительных приборов. Производители - Пермский электроприборный завод (п/я 601, сейчас это Пермская научно-производственная приборостроительная компания) и Энгельсский приборостроительный завод (ныне Энгельсское приборостроительное объединение "Сигнал").

   В разделе, описывающем порядок входного контроля при приемке соединителей, есть неожиданный пункт, "Соответствие конструкции проверяется путем разборки разъема штепсельного, замера деталей в соответствующих лабораториях завода и сравнением результатов замеров с чертежами." Видимо, в том была насущная необходимость :))


(фото Александра Назаренко)


(фото Александра Назаренко)


(фото Александра Назаренко)

домой